>>>>>>>>>> FAQ по Метро-2 / Д-6 <<<<<<<<<<< Автор FAQ'а Юрий Зайцев, все дополнения и исправления посылать лично ему! >>>>>>>>>>>>>>>>>>>> <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
>1. Что такое Метро-2? Почему именно Метро-2? И почему Д-6?
Подземная транспортная система в Москве для связи правительственных и военных командных пунктов и бункеров между собой. Называется Метро-2 с легкой руки журнала "Огонек", в 1992 впервые поднявшего эту тему. Изначально система именовалась в правительственных документах Д-6. Используется ли название Д-6 в настоящее время - неизвестно.
>2. Было ли Метро-2 при Сталине?
Первая линия Метро-2 возникла в 1947 году как узкоколейка от Кремля до ближней дачи Сталина в Матвеевском (где сейчас располагаются владения МЧС). В начале 50-х началось крупномасштабное строительство сети тоннелей для Д-6, которое так и не было закончено при жизни Сталина.
Красивая легенда о конверсии глубокого Арбатского радиуса в 1953 из Д-6 увы не подтвердилась. Тем не менее строительство этого радиуса было увязано с реконструкцией Матвеевской узкоколейки. До 1953 года существовал даже временный гейт между Д-6 и обычным метро.
>3. Было ли Метро-2 при Хрущеве?
При Хрущеве было наконец-то закончено строительство первой системы Д-6. Она представляла собой реконструированную Матвеевскую линию (станции под Минобороны, МИД'ом, гостиницей "Украина", бункером Минсвязи и ближней дачей Сталина), линию к бериевскому подземному городу "НИБО Наука" в Раменках ("Кропоткинская-2", "Фрунзенская-2", "Университет-2" и "Раменки"), линию под Ленинградкой (станции "Советская-2", "Аэропорт-2" и "Сокол-2"). Также Матвеевская линия была соединена перегоном от гостиницы "Украина" с Раменками.
>4. Как поживало Метро-2 при Брежневе?
В конце 1970-х сдан перегон от "Раменок" до станции "Востряково" через станцию "Проспект Вернадского-2". Рядом со станцией "Востряково" расположена Академия Генштаба.
Под Рижским радиусом была построена линия из центра к подземному заводу, расположенному на глубине 100 метров в Алексеевском рядом с ВДНХ.
Существуют многочисленные слухи про линию между Штабом ПВО Московского военного округа на Мясницкой 33 и ЦКП ПВО (и там же Главный Штаб ВВС и ПВО) в п.Заря Балашихинского района.
>5. Как поживало Метро-2 при Горбачеве?
Есть неподтвержденная информация про гигантскую Чеховская линия длиной 60 км (мировой рекорд по метротоннелям, к сожалению неофициальный). Ведет через городок ФАПСИ в Царицино и Видное в бункер под правительственным пансионатом "Бор". Дальше ветка идет через подземный комплекс в Алачково (Чехов-2) к нескольким бункерам, раскиданным вокруг Чехова (Шарапово, Ваулово, Нерастанное). Это основные эвакуационные бункера для Президента России и Генштаба.
>6. Что происходило в последнее время?
Идут упорные слухи о строительстве ветке в Барвиху. Наводит на мысль странный факт строительства станций "Крылатское" Трансинжстроем.
Практически построен тоннель на глубинах 100-200 метров от строящегося нового подземного города под Лубянкой через незаконченный огромный бункер в Замоскворечье, под Канатчиково и Черемушками к Раменкам.
>7. Где находится гейт между обычным метро и Метро-2:
Если ехать от Спортивной к Университету, то слева по курсу после Спортивной вначале виден перегон, соединяющийся с путем, по которому вы едете (он идет от противоположного пути). Затем вы видите ответвление влево по ходу поезда. Официально это оборотный тупик. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается за 20 метров до решетчатых ворот, прикрытых стеклотканью, за ними видны следующие ворота с массивным бетонным блоком. Тоннель продолжается дальше, подныривает под тоннель Сокольнической линии в сторону от центра и сразу после пары гермоворот находится стрелка с Внуковской линией Д-6. Это _единственный_ гейт обычного метро и Д-6. На въезде в этот тоннель единственный в московском метро семафор с двумя красными (похоже он сейчас не действует)
>8. Что думают про это разведки мира?
Метро-2 вскользь описана в ежегодном издании Департамента Обороны США по Советским Вооруженным Силам за 1991 год: TITLE: Military forces in transition. PUBLISHED: 1991- Washington, D.C. : Dept. of Defense ISSN: 1062-6557
>9. А уникальна ли Метро-2?
Нет, аналогичные или подобные системы есть в Бухаресте, Вашингтоне, Лондоне, Пекине и Пхеньяне.
>10. А кто управляет Метро-2?
Вся система Метро-2 ранее находилась в ведомстве 15 управления КГБ ("кроты"). Сейчас это Главное Управление Специальных Программ Президента (ГУСП). Внутри ГУСП'а вопросами Д-6 ведает Служба Специальных Объектов (ССО).
Строил и строит Д-6 Трансинжстрой (ТИС), ранее известный под именами "Десятка" или 10А. Большая часть сотрудников Трансинжстроя живет в Одинцово. Трансинжстрой обычно вербует лучших специалистов из Мосметростроя.
>11. А почему до сих пор Метро-2 малоизвестно?
Система малоизвестна, т.к. не является правительственным метро, т.е. не перевозит высших госчиновников (в том числе и президента) в мирное время. Его основная функция - готовность к эвакуации и хозяйственные перевозки: грузы, обслуживающий персонал и т.п.
>12. А как Метро-2 устроено?
Внутренний диаметр тоннелей практически совпадает с диаметром общегражданского метро. Если быть более точными, внутренний диаметр тоннелей Д-6, строившихся последние 20 лет - 5.45 метров. В отличии от обычного метро, в тоннелях Д-6 нового поколения между внешними чугунными тюбингами и внутренней металлической отделкой имеется метровый слой пенобетона.
Вся система однопутна (глупо строить 2 пути, т.к. даже в случае сигнала "Атом" - эвакуации на случай атомной войны весь поток движения направлен в одну сторону). Как ни странно, но вентиляционные шахты из тоннелей Д-6 обычно не замаскированы, хотя они используются гораздо реже, чем в обычном метро. В вентшахтах часто применяются эвакуационные лифты. Контактный рельс не используется. Сами рельсы утоплены в тщательно подогнанные бетонные плиты по типу трамвайных путей, т.к. кроме рельсового транспорта используются также микроавтобусы. По бокам тоннеля внизу имеются металлические бордюры.
Станции Д-6 представляют из себя узкие платформочки внутри тоннеля типа тех, что на ПТО.
Глубина заложения Д-6 сильно варирует: от 50 до 200 метров.
>13. Что там эксплуатируется?
В системе используется подвижный состав, совместимый по габаритам с обычным метро.
1974 года выпуска: 5580 Вагон серии Еж6 81-712. 5590 Вагон серии Еж6 81-712. 5710 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711. 5712 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711. 1986 года выпуска: 0087 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711. 0088 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711. 0089 Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711. 0090 Вагон серии Еж6 81-712. 0091 Вагон серии Еж6 81-712. 0092 Вагон серии Еж6 81-712. 0093 Вагон серии Еж6 81-712. 1995 года выпуска: ДПС-01-1 - ДПС-01-4 4-вагонный двуосный дизель-метропоезд Людиновского завода.
Что использовалось до 1974 года - неизвестно. Предполагаю, что использовались автомотрисы АС1 и AC1A.
Имеется информация, что часть вагонов серии 55xx была списана из Д-6 и передана на Таганско-Краснопресненскую линию в депо Выхино. В частности, известен вагон 5582, который в 1998 году был модернизирован на ЗРЭПС'е в ЕжКТ. К сожалению, в пассажирской эксплуатации вагон не используется. Предполагается, что контактно-аккумуляторный электровоз "Л" 81-711 за номером 5686 стоит разбитый в Выхино.
Для грузовых перевозок используются также мотовозы МК 2/15 и автодрезины с прицепными платформами.
Скорость у ДПС-60 км/ч, у составов, которые тянут аккумуляторные электровозы-15 км/ч. Вагоны Еж6 - однокабинные, а электровозы - двухкабинные.
Контактно-аккумуляторный электровоз "Л" под номером 0088 сейчас переделывается (или уже переделан) в Мытищах под дизель.
Сейчас в Мытищах производится сборка нового состава на дизельной тяге на базе рельсового автобуса РА-1 модели 730. Основное отличие этого состава от базовой модели РА-1 это использование гармошки для соединение вагонов между собой. Аналогичная гармошка будет использована в проектируемых вагонах для миниметро.
Для просмотра фотографий подвижного состава Д-6 я бы рекомендовал сайт http://vagon.metro.ru
FAQ составлен и подготовлен Юрием Зайцевым (yz@wireless.ee).